Военный кинематограф

ВОЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ: ВРЕМЯ ГЕРОЕВ И ГЕНИЕВ

Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины»

Кинорежиссер Григорий  Александров

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. Короткометражки снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.

Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Любовь Орлова, 3оя Федорова, Борис Бабочкин, Эраст Гарин, Николай Крючков, Николай Охлопков, Борис Чирков, Борис Андреев, Максим Штраух, Петр Алейников.

Киносборники  состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Снимали фильмы-концерты. Все популярные актеры для фронта пели и плясали – Русланова, которую все обожали, Уланова, Лемешев.

Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 г. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла “Встреча с Максимом”, где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.

Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, про­буждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.

Шла работа над полнометражными художественными фильмами на военную тему.  Первым фильмом о военных событиях стала лента Ивана Пырьева “Секретарь райкома”, снятая в 1942 г. с участием великолепных актеров Михаила Жарова, Марины Ладыниной, Михаила Астангова. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» с Верой Марецкой в главной роли. По воспоминаниям актрисы, в последний день съемок картины “Она защищает родину”, ей пришла похоронка на мужа – актера Георгия Троицкого, погибшего на фронте.

В короткие сроки были поставлены фильмы «Два бойца» » Леонида Лукова с Марком Бернесом и Борисом Андреевым, в котором прозвучала песня «Темная ночь»,  «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Всеволода Пудовкина.

Необыкновенно популярна была картина  Александра Столпера и Бориса Иванова “Жди меня” – военная драма, снятая по мотивам одноимённого стихотворения Константина Симонова.  Для бойцов было важно понимать, что их ждут жены в тылу. Была написана песня на стихи Симонова, а в фильме главную роль сыграла его любимая женщина Валентина Серова.

Снимались исторические картины, напоминавшие о военных победах России. Владимир Петров снял фильм «Кутузов» (1943),  Абрам Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Леонида Леонова «Нашествие».

Центральная киностудия стала местом съемок самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”. Музыку для “Ивана Грозного” писал Сергей Прокофьев, операторами работали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин.

«Это величайший исторический фильм, когда-либо созданный. Его атмосфера великолепна, а красота превосходит все, что до сих пор видено в кино», – писал Чарли Чаплин после просмотра.

Любимыми лентами оставались кинокомедии.  Полон оптимизма музыкальный фильм Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические  песни были написаны  Тихоном Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех» и «Близнецы»  Константина Юдина.

Подвигом можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины. Напряжение было колоссальное, кинопроизводство во время войны не прерывалось ни на месяц. Кино и в тылу было таким же фронтом.

Актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе “болтанку” (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как “ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок”.

Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени.