Военная фотография

«С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ»

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли …

Константин Симонов. Песня военных корреспондентов.

Это строки из песни военных корреспондентов, написанные Константином Симоновым  в 1943 г. о своих коллегах.  Сейчас, возможно, не все знают, что Leica – это марка фотоаппарата.

На третий день войны было создано Советское информационное бюро. Писатели и журналисты стали военными корреспондентами. С первых дней военкорами центральных газет «Красная звезда», «Правда», «Известия»  и других стали Всеволод Вишневский, Константин Симонов, Александр Твардовский и др.

В действующей армии находились более тысячи писателей, в том числе Аркадий Гайдар, Борис Горбатов, Василий Гроссман, Муса Джалиль, Борис Полевой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев и многие другие.

Благодаря их таланту, запечатленному на пожелтевших листках передовиц, мы можем представить, какой ценой далась Победа. Они сражались за Родину оружием и словом. Многие из них были награждены боевыми наградами.

Мы брели в грязи распутиц веснами,

Мерзли под обстрелами зимой,

И газета наша двухполосная

Летописью стала фронтовой.

И не зря перо к штыку гвардейскому

Приравняла на войне страна,

Скромному газетчику армейскому,

Как бойцу, вручая ордена.

Юрий Чернов, военный корреспондент, поэт

Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами борьбы, как боеприпасы и техника. Война стала временем бурного взлета малых жанров – публицистической статьи, очерка, рассказа.

Военкор Константин Симонов  по оперативности добывания материала не имел себе равных. За фантастическую «оперативность» и творческую плодовитость его сравнивали с комбайном: литературные очерки и фронтовые репортажи сыпались из-под его пера как из «рога изобилия». Пытливый и неугомонный, он всегда рвался в самую гущу событий.

«…Дороги уходят на запад. По ним движутся войска, и голые весенние леса взбегают на холмы и спускаются с них. Снег тает, освобождая от своего синеватого покрова несчастную, освобожденную, наконец, землю. И такая печаль охватывает сердце, такая скорбь о погибших людях, об опустошенной земле, что, кажется, печаль эта, — глубокая, неистребимая, неутолимая, — как карающая десница, когда-нибудь поднимется над подлой страной, выкормившей этих выродков, которые сейчас, теснимые нами, всё дальше отступают по снежным дорогам, уходящим на запад»

Константин Симонов.

Симонов выходил из окружения, принимал участие в боевых действиях. Позже он осмыслил это как центр своей биографии и  завещал развеять свой пепел над тем полем, где держал оборону.

«…Для освещения на страницах газеты этой завершающей операции [взятия Берлина] наша редакция, как и редакции других центральных газет, выделила группы специальных корреспондентов. Когда мы с Е.О. Габриловичем добрались до района боевых действий, там уже находились Л.А. Высокоостровский, П.И. Трояновский, И.Ф. Ануфриев, С.И. Лоскутов, О.Б. Кнорринг и другие краснозвездовцы. Через несколько дней подъехали В.С. Гроссман, Б.А. Галин, К.М. Симонов, П.И. Коломийцев и И.А. Хитров. Много было корреспондентов «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», Совинформбюро, ТАСС. Кто-то в Политуправлении фронта пошутил: боевые порядки журналистского корпуса по насыщенности специалистами всех жанров могут соперничать с оснащенностью техникой наших войск, наступавших на берлинском направлении. Позднее, когда Берлин был взят, в традиционный День печати корреспондентский корпус собрался на несколько минут возле рейхстага. Фотокорреспонденты и кинооператоры запечатлели на пленке такой торжественный момент».

Из книги «1418 дней фронтового корреспондента»

Николая Денисова