Военная песня

«ВОЕННАЯ ПЕСНЯ ВЕЛА НАС В БОЙ»

 

Одновременно с солдатами на поле боя и работниками тыла в строй встала песня. Именно песня поддерживала дух народа и поднимала патриотизм в сердцах. В первые месяцы войны композиторы сочинили десятки песен, большинство из которых «ушли на фронт».

Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян вспоминал:

«Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

Слова военных песен точно отражали события тех лет, грели душу и поднимали дух в самые тяжелые моменты. Незамысловатые, но глубокие строки лучше всяких политруков рассказывали о патриотизме, о крепкой солдатской дружбе, о любви.

Своеобразным гимном защиты Родины стала песня «Священная война».

Через два дня после начала войны,  24 июня 1941 г., одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война», автором которого был известный советский поэт Василий Лебедев-Кумач. Сразу же после публикации композитор Александр Александров написал к ней музыку. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 г. с Белорусского вокзала под  «Священную войну» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски отправились первые эшелоны солдат на фронт. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.

С октября 1941-го, после того, как немцы приблизились к Москве, «Священную войну» транслировали каждое утро в 6:00 по всесоюзному радио.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!

Одной из самых популярных на фронте песен и одним из неформальных символов Великой Отечественной войны стала  «Катюша»,  написанная еще в 1938 г. поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером.

Позднее «катюшей» на фронте стали называть гвардейские минометы. На берегу реки Угра в Смоленской области располагается памятник «Катюше». Памятник песне!

Эту песню в годы войны часто исполняла такая легенда российской песни, как Лидия Русланова.

 

Большую популярность на фронте получила песня «Синий платочек», написанная Яковым Галицким и Ежи Петерсбурским. Она стала шлягером всех фронтовых концертов и визитной карточкой Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

В солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические.

Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет:

«Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую
землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны».

В ноябре 1943 г., после освобождения белорусского Гомеля, в эйфории победы поэт Евгений Долматовский написал несколько строк песни «Дорога на Берлин», а  Марк Фрадкин сочинил музыку.  Строки песни призывали идти на Минск, но в июле Минск был освобожден. И работа продолжилась. Песня начала меняться в соответствии с ситуацией на фронте. Исполнитель песни Леонид Утесов стал подставлять различные названия не освобожденных городов: Брест, Люблин, Львов, Варшава, и наконец, Берлин. С этим названием и осталось музыкальное произведение.

Написанные в годы войны песни  «В лесу прифронтовом» Михаил Блантера, «Тёмная ночь» Никиты Богословского, «Вечер на рейде» Василия Соловьёва-Седого пела вся страна. Они  пользовались огромной популярностью.  «Песня о Москве», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений.