Уникальная боевая машина Катюша

21 июня 1941 г. на вооружение Красной Армии была принята реактивная артиллерия  – пусковые установки БМ-13, прозванные в народе «Катюша». Она стала одной из первых в мире современных систем залпового огня и превратилась в самое мощное оружие Красной армии.

Работы над созданием реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. В 1938-1941 гг. в НИИ № 3 Народного комиссариата боеприпасов под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры И. И. ГвайВ. Н. ГалковскийА. П. ПавленкоР. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова – такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.

Уже в конце июня в Москве была сформирована отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана И.А. Флёрова. 14 июля 1941 г. в районе железнодорожного узла Орша и на переправе через реку Оршицу батарея впервые применила залповый огонь по врагу. Первый удар был настолько эффективным, что, согласно докладам маршала Тимошенко Сталину, гитлеровцы «… целый день вывозили раненых и убитых, остановив наступление на сутки».

Нацисты устроили настоящую охоту за новым оружием. Как только они смогли обнаружить ее местонахождение, они немедленно отправили туда танки и самолеты. В октябре 1941 г., попав в окружение, капитан И.А. Флёров погиб вместе со своими бойцами, взорвав установки.

В годы войны были созданы различные варианты реактивных снарядов и пусковых установок (БМ13-СН, БМ8-48, БМ31-12 и др.).

Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 г.  было сформировано 45 дивизионов «Катюш», то к 1 января 1942 г. их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 г. – 350, а в начале 1945 г. – 519.

Отечественная промышленность  с июля 1941 по  декабрь 1944 гг. изготовила около 11 тыс. пусковых установок «Катюша» для боевых машин и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним.

Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси, а после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский автомобиль «Студебеккер».

Фотоархив