Легендарный Т-34

Самый известный и массовый танк Великой Отечественной Т-34  был разработан конструкторским бюро Харьковского завода № 183 под руководством талантливого конструктора Михаил Ильич Кошкина.

Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому танк отличался  высокой удельной мощностью, которая обеспечивала его абсолютное превосходство в проходимости, манёвренности, подвижности.

Создание танка Т-34 доказало на практике, что скорость для танка не главное. Для танка важнее – проходимость, крепкая броня и огневая мощь. Он предназначался для оборонительной войны и совсем не подходил для молниеносного похода в Европу. Танк Т-34 стал прямым опровержением доктрины “красной интервенции”.

Важным преимуществом конструкции танка был высокий модернизационный потенциал, что позволило повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его производства в течение всей войны.

М. И. Кошкин заложил традицию изготовления опытных образцов машин в условиях, соответствующих их серийному производству, –  по тем же чертежам, теми же кадрами, по той же технологии, тем же инструментом, с той же оснасткой, из тех же материалов. Впервые были внедрены стендовые испытания узлов танка.

Серийное производство его началось в июне 1940 г. К  22 июня 1941 г.  было изготовлено 1066 танков Т-34.  Примечательно, что самое первое постановление Государственного комитета обороны, принятое 1 июля 1941 г., касалось производства танка Т-34, которое предписывалось развернуть на нескольких заводах. Основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири.

В сентябре 1941 г. Харьковский завод был эвакуирован в Нижний Тагил и там на его основе создан  Уральский танковый завод № 183 (УТЗ). Первый танк на новом месте собрали уже 18 декабря, а к 31 декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова, собрали и передали в войска 25 боевых машин.

Завод № 183 в Нижнем Тагиле являлся ведущим заводом по модернизации Т-34. При нем работало танковое КБ.   В первой половине 1944 г. была разработана и поступила в войска  новая  модификация Т-34-85, которая стоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Войска Вермахта не ожидали такой техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.

Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная академиком Патоном Е. О.

Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.  Премьер-министр Великобритании У. Черчилль назвал советский «чудо-танк» Т-34 одним из трех решающих орудий отгремевшей войны.

Фотоархив