Конструкторы истребителей

ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ – ЛАВОЧКИН

Один из тех, кто внес ощутимый вклад в историю непобедимой советской авиации, является конструктор самолетов – Семен Лавочкин. Именно его трудом была создана знаменитая линейка фронтовых истребителей Ла-5 и их развития Ла-7.

В 1939 г. в ОКБ-301 Семён Алексеевич Лавочкин совместно с конструкторами Горбуновым и Гудковым участвовал в конкурсе на создание нового истребителя на замену И-16. Представленный ими образец, из-за покрытия лаком вишнёвого цвета и лакировки получивший прозвище «рояль», был принят в массовое производство в 1940 г. под именем ЛаГГ-3.

Горьком, куда было эвакуировано с началом войны Опытно-конструкторского бюро Лавочкина, был разработан ряд последующих моделей самолёта,  запущен в серийное производство легендарный Ла-5 и проводились дальнейшие работы по его модернизации.

До 1944 г. было выпушено 66 серий этого самолёта, менявшегося от выпуска к выпуску,  за что  ОКБ С.А. Лавочкина было награждено орденом Ленина.

Самолеты Ла-5Ла-7 продемонстрировали высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. На этих самолетах воевал знаменитый И.Н. Кожедуб, трижды удостоенный звания Герой СССР за победы в воздушных боях.

В массовом количестве Ла-5 применялись в битве на Курской дуге. Именно здесь, сражаясь на Ла-5, открыл свой боевой счет И. Кожедуб – 6 июля 1943 г. он сбил вражеский пикировщик Ju 87.

Ла-7 стал вершиной развития истребителей Лавочкина времен войны. Боевой дебют Ла-7 состоялся в июне 1944 г. в ходе операции «Багратион» в Белоруссии.

СКОРОСТНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИКОЯНА

В 1940 г. под руководством Микояна, совместно с конструктором М.И. Гуревичем, был создан самый скоростной серийный самолёт-истребитель того времени – МиГ-1, предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах.

В документе о принятии его на вооружение говорилось: «Самолет И-200 (с двигателем АМ-35А) конструкции Микояна и Гуревича производства завода № 1 НКАП по своей скорости 628 км/ч является лучшим из отечественных опытных самолетов и не уступает однотипным иностранным самолетам на высотах выше 5000 м».

Вскоре его модернизировали в истребитель МиГ-3 с увеличенной дальностью полёта. В 1940-1941 гг. МиГ-3 выпускался большой серией и использовался в боях с первых дней Великой Отечественной войны, особенно результативно – в битве под Москвой. Это был самый скоростной советский истребитель начального периода войны.

В период войны под руководством Микояна и Гуревича были разработаны 15 самолётов, в том числе ряд истребителей с высокими лётно-техническими характеристиками: И-211 (1943 г.), превзошедший на испытаниях Як-9 и Ла-5 (наработки по этому самолёту переданы в ОКБ Лавочкина); МиГ-11 (И-220, 1943 г.);  И-225 (1944 г.); МиГ-13 (И-250, 1945 г.).

Фотоархив