Военные рекорды железнодорожников

ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Оценивая роль железнодорожного транспорта в войне и победе,  Илья Эренбург в одной из статей писал: «Когда настанет День Победы, наши бойцы первыми вспомнят железнодорожников».  На железные дороги приходилось  четыре пятых всего грузооборота СССР.  С июня 1941 г. по февраль 1942 г. было эвакуировано в тыл 10,4 млн человек, за  4 первых месяца эвакуировано  на восток 2593 предприятия. Одновременно шла переброска дивизий из Сибири и Дальнего Востока под Москву. К декабрю 1941 г.  перед контрнаступлением на Московский железнодорожный узел было доставлено 315000 вагонов.

Победу ковали все, но были среди железнодорожников свои герои, трудовой подвиг которых был равен фронтовому.

Имя паровозного машиниста депо Новосибирск Лунина зазвучало еще в 1940 году. Он предложил ремонтировать паровозы силами своей бригады. О новаторстве заговорила вся страна. Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Англии, где Лунин находился в составе советских парламентариев, его называли «машинист-феномен». По просьбе валлийских шахтеров он провел самый тяжелый поезд с углем.

Во время войны Н.А. Лунин стал инициатором другого почина – вождения большегрузных составов.

Москве не хватало топлива. Бригада Лунина решила двумя паровозами вести состав с углем весом в 5 тысяч тонн вместо 2,5 тысяч по норме. Такой состав еще никто не водил. И все-таки он прибыл в Москву. Тем самым  было положено начало новому движению — сверхтяжёлых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения нa железнодорожном транспорте в годы войны». Вскоре сверхтяжёлые составы шли по всем дорогам СССР, где это позволяло путевое хозяйство.

В 1942 г. Николай Лунин получил Государственную премию и передал ее в разные фонды, а также в детский дом — сирот, родители которых погибли в Великой Отечественной войне.

В марте 1943 г. машинист Николай Лунин купил на сбережённые им средства эшелон кузбасского угля в подарок защитникам Сталинграда и сам привёл этот состав на место назначения.

За время войны машинист перевез 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономил 854 тысячи тонн угля, сберег на ремонте паровоза 75 тысяч рублей.

В 1943 г. Лунину присвоили звание Героя Социалистического Труда, а его паровоз (ФД21-3000) был признан «лучшим паровозом Советского Союза».

К лету 1945 года на Томской железной дороге работало 300 «лунинских» паровозов, 45 тысяч железнодорожников носили звание лунинцев.

Паровоз Лунина сейчас стоит в Новосибирске при въезде на Димитровский мост.

Н. Лунин писал, вспоминая это время: «С кадрами было трудно, очень трудно. Не хватало машинистов, совсем плохо обстояло дело с помощниками машинистов и кочегарами. И тут возникла мысль, которую нельзя было не поддержать: каждая бригада (строенная) должна обслуживать еще один паровоз. Конечно, нагрузка на каждого человека увеличилась. Времени для отдыха почти не оставалось. Но что было делать — война!»

ПАПАВИНСКИЙ МЕТОД

Еще один железнодорожник паровозный машинист депо Ярославль Александр Петрович Папавин  стал инициатором движения за продление сроков службы паровозов.

Накануне войны была выпущена книга «Управление и уход за паровозом методом Кривоноса и Папавина». Брошюры о методе Папавина издавались на иностранных языках.

К июлю 1943 г. А.П. Папавин рапортовал о том, что его локомотив пробежал без капитального ремонта 1 млн 148 километров при норме в 250 тысяч. Паровоз Папавина без сбоев работал все военные годы.

5 ноября 1943 г. «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени»  он был удостоен звезды Героя социалистического труда.

Фотоархив