Новаторские движения на Урале

ДВИЖЕНИЕ ТЫСЯЧНИКОВ

Великая Отечественная война с первых дней вызвала огромный патриотический подъем, позволивший характеризовать работу в тылу  словами «В труде –  как в бою!». На протяжении всего военного периода люди работали без отпусков по 10-12 часов в сутки. По всей стране рождались новаторские движения.

В машиностроении зачинателем внедрения новых методов высокопроизводительного труда стал фрезеровщик нижнетагильского Уралвагонзавода Дмитрий Филиппович Босый.

С началом войны Д.Ф. Босый  вместе с Адмиралтейским судостроительным заводом  эвакуировался из Ленинграда в  Нижний Тагил. Работая фрезеровщиком на «Уралвагонзаводе», он изобрёл приспособление, которое позволило применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. 12 февраля 1942 г. Дмитрий Филиппович выполнил сменное задание на 1480 % .

О невероятном успехе тагильчанина написала газета “Правда”, информация прошла в сводках Совинформбюро.  «Дмитрий Босый, – говорилось в передовой «Правды», – это творец, новатор, изобретатель. Это высококвалифицированный рабочий, полностью овладевший техникой и двигающий ее вперед. Это фрезеровщик-виртуоз».

В марте 1942 г. на Уралвагонзаводе было уже 32 тысячника, заменявших труд 320 – 450 чел. Почин Босого поддержали на всех заводах Урала.

Из обращения участников Свердловского областного совещания стахановцев-тысячников ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам предприятий Свердловской области от 17 мая 1942 г.: «…Мы, тысячники, такие же рабочие, как и все остальные. Так работать, как работаем мы, может научиться любой рабочий. Секрет наших успехов прост. Это прежде всего неукротимое стремление работать пофронтовому, давать нашей героической Красной Армии как можно больше вооружения и боеприпасов».

Движение быстро распространилось на предприятиях  Урала, а затем всей страны,  охватило многие отрасли промышленности и строительства.

В 1942 г. за высокопроизводительные методы обработки металла Д.Ф. Босому была присуждена Сталинская премия II степени, а в 1945 г. он был награжден Орденом Ленина.

АГАРКОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Там же на Урале в 1944 г.  на заводе транспортного машиностроения (ныне Станкомаш) родилось «агарковское движение».

Его инициатором выступил бригадир электросварщиков   Челябинского завода транспортного машиностроения Егор Прокопьевич Агарков Он предложил объединить отдельные участки сборки, сварки и сдачи башен танков в единый.

Укрупнение бригад, участков и цехов позволил высвободить 280 инженерно-технических работников и рабочих. За 4,5 месяца с начала использования агарковского метода на уральских танковых заводах было ликвидировано 115 мелких цехов, 513 производственных участков, 600 бригад, высвобождено 6087 чел., в том числе 2297 ИТР и служащих и 3790 рабочих.

По оценке наркома танковой промышленности В.А. Малышева, Агарков подарил стране «почти целый танковый завод».

Агарковское движение получило распространение на многих заводах области и страны, приобрело общегосударственное значение, а имя Агаркова было занесено в Большую советскую энциклопедию.

Фотоархив