Трудовые резервы – фронту
Накануне войны в 1940 г. в стране была создана система подготовки квалифицированных рабочих – трудовые резервы, которая включала три типа учебных заведений – ремесленные училища, железнодорожные училища со сроком обучения 2 года по сложным профессиям и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), которые вели обучение 6–10 мес. массовым производственным профессиям. Перед войной насчитывалось 1551 учебное заведение трудовых резервов, к 1943 г. их было свыше 1700, а к концу 1945 г. – 2488.
С июля 1941 г. производственное обучение в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения было переориентировано на изготовление продукции для действующей армии. Учебные заведения освоили производство мин, головок снарядов, отдельных деталей вооружения; ремонтировали повреждённую в боях военную технику. Практические занятия были расширены, а теоретические сокращены.
В 1942 г. 78% учащихся полностью проходили подготовку в цехах предприятий.
Ввиду острого дефицита кадров в промышленности распоряжениями СНК СССР производились досрочные выпуски учащихся ремесленных училищ. Так, 10 августа 1942 г. распоряжением СНК СССР был разрешен досрочный выпуск учеников ремесленного училища № 12 Горьковской области, которое еще с довоенного времени готовило кадры для Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината.
Досрочные выпуски учеников ремесленных училищ широко практиковались в период войны.
В годы войны на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев. 59% учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО заменили на рабочих местах взрослых. У тех, кто оканчивал учреждения ФЗО, объём образования был равен шести классам. Чертежи такие работники читать не умели.
15 июля 1943 г. СНК СССР принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», в соответствии с которым были организованы школы рабочей молодежи для обучения подростков без отрыва от производства. Речь шла о создании системы общеобразовательных школ для подростков, работавших на предприятиях, которые позднее получили название – школы рабочей молодежи.
Труд подростков в военный период носил массовый характер. Только по Молотовской области ремесленные училища, которых на 1 января 1943 г. насчитывалось 28, и школы ФЗО – 45, подготовили для промышленности свыше 10-ти тысяч квалифицированных рабочих и свыше 20-ти тысяч рабочих массовых профессий. Молодые рабочие и учащиеся дали стране продукции на сотни миллионов рублей.
Всего за годы войны промышленность, транспорт, строительство получили свыше 2480 тыс. молодых рабочих, а ряд училищ были награждены орденами.
Военная обстановка вынуждала к максимальному перенапряжению духовных и физических сил, в том числе и подростков. Тем не менее, опыт производительного труда подростков, приобретенный в годы войны, был очень значительным. Во многом именно благодаря трудовой закалке, полученной в годы войны, молодому поколению удалось в кратчайшие сроки осуществить работу по восстановлению разрушенного народного хозяйства страны в послевоенное время.