Кино с передовой

«КИНО С ПЕРЕДОВОЙ»

ФРОНТОВЫЕ КИНООПЕРАТОРЫ И ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТЫ

Фронтовых кинооператоров называют летописцами, хроникёрами войны. Мы, потомки военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов.

Издали войну не снимешь, поэтому они находились на передовой вместе с солдатами. Основным оружием военных корреспондентов была кинокамера «Аймо» и фотоаппарат «Лейка».

Снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах, на земле и в воздухе. Они запечатлели кадры, которые без прикрас показывали всю правду о страшной войне.

С началом войны кинооператоры были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов.

Для операторов, которые работали на фронте, приходилось изучать практически владение оружием и каждому из нас было присвоено какое-то звание, каждый одел погоны и гимнастёрку. А для того, чтобы быть военным человеком, нужно уметь владеть оружием. И было много случаев, когда оператору приходилось откладывать аппарат и браться за оружие.

Кинооператор  Илья Копалин

Уже на пятый день войны в журнале кинохроники появились первые сюжеты, снятые случайно оказавшимися в районе боевых действий операторами. Спустя три недели на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров.

Все  сюжеты  стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов. Практически все материалы хроники – фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки – выходили в виде отдельных сюжетов «Союзкиножурнала» периодичностью два раза в месяц. За четыре года войны на Центральной студии документальных фильмов было выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных лент и 44 документальных полнометражных. За четыре года войны ими сделаны сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки.

Фотоархив