Закупочная комиссия

«Закон о ленд-лизе», или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», принятый Конгрессом США 11 марта 1941 г., предусматривал, что президент США может осуществлять помощь любой стране, чья оборона против фашизма признается жизненно важной для Соединенных Штатов. Формулируя цель принятия Акта о ленд-лизе, Ф. Рузвельт писал Конгрессу США в 1941 г.: «Единственная цель в политике правительства – это обеспечить, чтобы война осталась вдали от нашей страны и нашего народа».

Закон о ленд-лизе предусматривал, что поставленные машины, военная техника, оружие, сырье, продовольствие, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (ст. 5); переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для использования в мирных целях, должно было быть оплачено странами-получателями помощи полностью или частично на основе предоставления США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

В 1941 г. США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания помощи воюющим странам, в первую очередь Великобритании, истощенной морской блокадой, и Советскому Союзу, потерявшему в начальный период войны значительную часть территории, в связи с чем его ВВП сократился на треть по сравнению с довоенным уровнем. В течение 1941 г. США активно предоставляли военную помощь Великобритании, а вскоре после Московской конференции представителей трех держав президент Ф. Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Поставки в Советский Союз вооружения и других материалов по ленд-лизу осуществлялись на основе протоколов, подписанных правительствами СССР, США и Великобритании. Всего их было четыре. Первый подписан 1 октября 1941 г. и охватывал период с 1 октября по 30 июня 1942 г.; второй подписан 6 октября 1942 г. и исполнялся с 1 июля 1912 г. по 30 июня 1943 г.; третий подписан 19 октября 1943 г. и исполнялся с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г.; четвертый – подписан 17 апреля 1944 г., исполнялся с 1 июля 1944 г. и завершился формально 12 мая 1945 г., но был продлен до 20 сентября 1945 г., т.е. до окончания войны с Японией.

Первый период организации поставок проходил сложно. В донесении на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова нарком внешней торговли СССР А.И. Микоян, информируя первых лиц государства о выполнении обязательств, принятых на Московской конференции трех держав, за октябрь – ноябрь 1941 г.  сообщал, что недопоставки самолетов на США составляют 396 шт., а из поставленных 204 – завезено в СССР 95 шт., находятся в пути 106, прибывают в декабре 8 шт. Причины недопоставок заключались в том, что 152 истребителя «Аэрокобра» были поставлены в порты без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей. Кроме того, американские власти не предоставляли долгое время достаточного количества пароходов и, наконец, отозвали вообще поставленные самолеты. Такая же ситуация была с поставкой танков: из 750 шт. по плану поставлено 182 шт. Микоян отмечал, что по его мнению, поставки срывают Военное и Морское министерства США, а неоднократные просьбы представителей СССР исправить положение не приводят к улучшению.

В Докладной записке от 21 февраля 1942 г. Микоян выступил с предложением создать в США Правительственную закупочную комиссию (ПЗК), которая взяла бы на себя роль организатора и контролера поставок в СССР в рамках ленд-лиза, и тем самым способствовала бы изменению создавшегося положения (Док. 1). На должность председателя ПЗК СССР в США Микоян выдвигал генерал-майора авиации А.И. Беляева. Комиссии поручалось производить в США закупки, заказы и другие операции коммерческого, финансового и транспортного характера как с правительственными органами и организациями США, так и с частными фирмами и лицами. Работа комиссии должна была проводиться под руководством наркома внешней торговли СССР. Данный проект был одобрен Сталиным.

В течение всего последующего периода войны правительственная закупочная комиссия СССР в США активно работала, обеспечивая поставки в Советский Союз сырья, вооружения и продовольствия.

Наиболее представительную группу среди вновь введенных в научный оборот материалов Наркомата внешней торговли СССР составляют документы, отражающих разнообразную деятельность ПЗК СССР в США по продвижению интересов СССР в Администрации ленд-лиза, в Военном комитете США, в различных комиссиях и комитетах, связанных с  организацией  поставок в СССР по протоколам ленд-лиза. Среди документов этой группы имеются протоколы заседаний комиссии, бухгалтерские отчеты о ее деятельности, книги учета отгрузки товаров из США по пароходам, прибывшим в Северные порты СССР, в порты Дальнего Востока и Персидского залива, отчеты отделов ПЗК СССР по поставкам грузов по месяцам, за период деятельности I – IV протоколов, отчеты о прибывших грузах с караванами и другие материалы.

В  отчете заместителя председателя Правительственной закупочной комиссии СССР и США К.И. Лукашева и начальника учетно-экономического отдела комиссии В.Ф. Теплякова за 1943 г. отмечалось, что заметно резкое улучшение в удовлетворении заявок СССР со стороны официальных организаций и американских правительственных органов, что обусловлено успехами Красной армии под Сталинградом. По мнению авторов отчета, знаменитый американский принцип «Америка прежде всего» стал все реже проявлять свое действие. Изменились также условия определения приоритета поставок грузов в Администрации ленд-лиза и Военно-промышленном комитете США. Интересны статистические  данные о распределении поставок между странами ленд-лиза. Экспорт США в 1943 г. в абсолютных цифрах: СССР – 2,8 млрд  долларов; Великобритания – 4,01 млрд долларов; Африка и Средний Восток – 1,6 млрд долларов.

Дальнейшее развитие поставок вооружения и материалов из США в СССР в рамках ленд-лиза свидетельствовало о достижении стабильности, что объяснялось различными факторами: победами советских вооруженных сил над агрессором, увеличением производственных мощностей промышленности США, накоплением опыта организации поставок грузов из США в СССР и др.

Общая сумма экспорта из США в СССР с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1944 г. составила 5,9 млрд долларов. Впервые поставки из США в СССР по Третьему протоколу превысили плановые объемы на 30%.

С приближением конца военных действий деятельность Администрации ленд-лиза США стала стремительно меняться. В результате обсуждения в Конгрессе вопроса о продлении закона о ленд-лизе на новый срок  (до 30 июня 1946 г.) в текст закона было внесено дополнение, запрещающее использование полномочий, предоставленных президентом США, в целях послевоенной помощи и послевоенного восстановления странам – участникам ленд-лиза, за исключением выполнения тех контрактов с иностранными правительствами, которые заключены на основе закона, а их выполнение не является угрозой для обороны США. После внесения этой поправки поставки по ленд-лизу стали ограничиваться. В результате ленд-лизовская помощь США СССР за 9 месяцев 1945 г. составила 1,7 млрд долларов, тогда как в этот же период 1944 г. она составляла 2,6 млрд долларов.

Отчет ПЗК СССР в США о работе по выполнению IV протокола подтверждает наметившиеся тенденции к сокращению поставок грузов. Уже в апреле 1945 г. в Администрации ленд-лиза задерживалось рассмотрение заявок СССР на поставку грузов, а в начале мая был прямо поставлен вопрос об изъятии военных грузов, запланированных к отгрузке по июньскому плану.

12 мая 1945 г. правительство США без предварительного предупреждения правительства СССР приняло решение о прекращении всех отгрузок по ленд-лизу с Восточного и Западного берегов в счет IV протокола. Всем судам, находящимся на пути в СССР с Восточного побережья, был дан приказ вернуться на американские базы. Администрация ПЗК СССР в США провела переговоры с членами правительства США и руководителями комиссий и комитетов, что позволило отменить санкции и продолжить отправку в СССР грузов по IV протоколу.

Очевидно, что помощь США в рамках ленд-лиза позволила ускорить победу над фашизмом. Огромное значение имела она и для США, так как укрепляя военную мощь СССР и других стран, Соединенные Штаты, в свою очередь, сумели создать в годы войны одну из мощнейших экономик мира.

Фотоархив