Ноухау в танко и самолетостроении

В танковой промышленности замена ручной сварки бронекорпусов автоматической по методу академика АН УССР Е. О. Патона позволила в 2,5 раза снизить себестоимость бронекорпусов танков, что было эквивалентно изготовлению дополнительно 14 тыс. танков Т-34. В 1942–1943 гг. под руководством член-корреспондента А. А. Бочвара в практику двигателестроения был внедрен новый материал — цинковистый силумин, сплав для изготовления блоков авиадвигателей и танковых дизелей. В итоге потребление отраслью алюминия снизилось минимум на 20%. В производстве боеприпасов были с успехом использованы положения теории упругопластических деформаций, разработанные в Институте механики АН СССР под руководством А. А. Ильюшина. Достижения авиационной науки неразрывно связаны с деятельностью Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ), Летно-исследовательского института и других. В 1941 г. коллективом ЦАГИ была в целом завершена разработка и апробация методик расчета статической устойчивости и управляемости летательных аппаратов, а также критериев выбора параметров самолета с поршневым двигателем. Эти методики были обобщены в выпускавшемся в 1941–1943 гг. «Руководстве для конструкторов», являвшемся основным пособием для инженерно-технического персонала авиапромышленности12. С реэвакуацией ЦАГИ в Москву и введением в строй натурных аэродинамических труб для продувки самолетов в 1943 г. была проведена широкая программа исследований. Продувке подверглись все серийные и значительная часть опытных образцов авиатехники. Специалисты ЦАГИ провели все исследования, на основании которых была осуществлена модернизация истребителя Ла-5 до уровня Ла-5ФН. По итогам работы специалистов института скорость отечественных истребителей с начала войны до середины 1943 г. увеличилась в среднем на 50 км/ч. Большое значение для совершенствования возможностей боевой авиации имели работы по снижению лобового сопротивления самолетов. В результате герметизации щелей, снижения количества и размеров выступающих частей, улучшения обводов стало возможным при незначительно возросших мощностях двигателей увеличить скорость самолетов: например, штурмовиков конструкции С. В. Ильюшина — примерно на 30%. В результате лобовое сопротивление штурмовика Ил-10, поступившего на вооружение в 1944 г., практически сравнялось с таковым у основного истребителя противника Ме-109. А лобовое сопротивление советских истребителей последних лет войны было на четверть меньшим, чем у последних модификаций «мессершмитов». Стоит отметить, что в ЦАГИ тщательно исследовали скоростные, маневренные и прочностные характеристики всех самолетов противника.

Персоналии

Ильюшин Алексей Антонович
(7 января 1911 г. — 31 мая 1998 г. (87 лет)
Подробнее

Фотоархив